Мой сайт
 Каталог статей
Главная » Статьи » Консультации для воспитателей

«Федеральный государственный образовательный стандарт: от изучения к реализации».

«Федеральный государственный образовательный стандарт: от изучения к реализации».

Перед началом педагоги получают фишки.

С.вос-ль : ФГОС ДО, и в соответствии с ним ООП ДО, годовой план как нормативный документ ДОУ направлен,
 прежде всего,  на качество дошкольного образования, которое мы, педагоги, должны обеспечить, выполняя свои профессиональные обязанности. Качество образовательной услуги  оценивается  руководителями ДОУ (в виде контроля), учредителями ДОУ (управлением образования), а также родителями как основными заказчиками образовательных услуг через организацию анкетирования. Именно мнение родителей о том или ином педагоге, зачастую базирующемся на мнении собственного  ребенка (любит ребенок этого воспитателя или нет), а также мнении педагогов школы, определяющих готовность ребенка к школе, формирует их представление о детском саде в целом, которое они транслируют в городе (создается имидж детского сада). Родители имеют полное право получить качественную образовательную услугу, так же как мы говорим о качестве медицинской услуги ( например, в кабинете стоматолога), торговой услуге (выражаем недовольство при покупке некачественного товара).

Таким образом, внедряя ФГОС ДО, руководители и педагоги дошкольных учреждений страны  направляют усилия в первую очередь, на качество услуги, Несмотря на то, что с ФГОС ДО мы знакомимся уже год, тем не менее остается много вопросов, которые надеемся, мы сегодня попытаемся раскрыть. Информацию для вас мы собирали по крупинкам, так как в настоящее время, несмотря на наши ожидания, в периодической печати нет ничего, что помогло бы понять, как привести образовательную деятельность педагога в соответствии с ФГОС.  Созданы пилотные площадки по реализации ФГОС как в стране, так и в городе (Детский сад «Буратино»), однако  представленных технологий и  методов нет, вероятно, находятся на стадии разработки.

Тем не менее, осуществлять переход вместе со всеми мы обязаны – хотим мы этого или нет. И наша задача сегодня – понять принцип перестройки образовательной деятельности и уже внедрять полученные знания на практике. Принципы, на который базируется Стандарт, мы с вами называли. Именно на этих принципах построена ООП ДО, и свою педагогическую деятельность, особенно в контексте ФГОС ДО, мы обязаны строить в соответствии с данными принципами. Особенно подробно мы сегодня рассмотрим принципы, которые являются новыми или относительно новыми. И первый из них – принцип интеграции, суть которого подробно раскроет  ваш коллега Климина А.А.

Выступление по теме «Принцип интеграции в дошкольном образовании» (Климина А.А.).

Зам: Таким образом, делаем вывод – интеграция – это взаимопроникновение, то есть рассматривание с детьми одной темы на протяжении дня, недели или двух недель. К примеру, тема «Одежда». По блочному плану ее длительность составляет 2 недели. Это значит, что не только НОД, но и вся образовательная деятельность в этот период посвящена данной теме, которая должна быть раскрыта с разных сторон.

 Допустим. Один – два дня – тема «Откуда к нам пришла рубашка» (2 слайд)

Теоретическая сторона - (беседа – лен, хлопок, рассматривание иллюстраций, разных видов тканей, чтение лит-ры, просмотр слайдов, наблюдение за трудом швеи );

Практическая сторона – упражнения (шов «вперед иголкой»), опыты с тканью, экспериментирование (тонет, режется, рвется, мокнет)

Прикладная сторона (продуктивная) - ручной труд (обучение шву «вперед иголкой» - шитье кукольной рубашки), аппликация – «рубашка для папы», создание коллажа – «Мужской салон».

Насколько же  мы, педагоги,  придерживаемся темы в течение дня в процессе совместной деятельности с детьми (не только в части плана, но и в части организации?). К примеру, чтение художественной литературы, физминутка, пальчиковая гимнастика  максимально должны быть приближены к теме.

Задание: педагоги, имеющие красные фишки, должны выйти и показать использование художественного слова (пальчиковая гимнастика, стихотворение, физминутка, побудка).

Дискуссия «Детская инициатива» (Яхина Р.К.)

Зам: Как вы думаете, какой принцип на сегодняшний день является новым? (поддержка инициативы детей в различных видах деятельности). Давайте подумаем, что такое «инициатива»? (внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость).(3слайд)Подберите слово синоним к понятию «инициатива» (активность).(4 слайд)

Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся наличием таких свойств как инициативность и ситуативность. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл.

Даем ли мы сейчас возможность детям проявить  инициативу, активность? Как инициатива поддерживается вами в группе? Как меняется роль педагога в организации образовательного процесса?

Одним из наиболее важных положений для создания нового стандарта стал  тезис  Л.С.  Выготского  об  активности  ребенка.  Ребенок  учится самостоятельно  и  не  должен  рассматриваться  педагогами  как  некоторый объект,  подвергающийся  активности  взрослого  -  воздействию  внушений, положительных  или  отрицательных  подкреплений,  «дрессировки»  ради достижения  внешних  поставленных  взрослыми  целей  и  планов.  Он  в состоянии  сам  определить  зону  своего  актуального  развития.  А  то пространство действий, которые ребенок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе со взрослыми в сотрудничестве с ними, является

«зоной  его  ближайшего  развития.(5 слайд). Изначально, ребенок получает информацию в организованной образовательной деятельности (6слайд), затем полученную информацию применяет (а значит, закрепляет)  вместе с педагогом в совместной деятельности – труде, играх, экспериментировании, конструировании, инсценировании, рисовании и т.д. В конечном счете, дети присваивают полученный опыт, который применяют в самостоятельной деятельности. К примеру, в НОД «ФЭМП» вы в первый раз учили детей выполнять графический диктант (что это такое?). После обеда в совместной деятельности с детьми  вы систематически (работа в тетрадях) закрепляли полученные навыки и дети научились хорошо ориентироваться на листе бумаги. Когда данное упражнение стало для них легким и понятным делом, они в свободное время самостоятельно (по 2-3 человека) берут карточки в математическом уголке и садятся за столы, так как это теперь доставляет им удовольствие. Это же касается и различного рода игр (настольно-печатных, театрализованных, сюжетно-ролевых). Внося дидактическую игру, вы вначале должны ее детям назвать, объяснить правила игры, поиграть в нее с детьми вместе (может быть, в течение нескольких дней). Затем вы увидите, что дети самостоятельно будут в нее играть и без вашей помощи (контролируете выполнение правил).

Роль  взрослого  в  соответствии с ФГОС  состоит  в  поддержке  детской  инициативы, создании среды для ее проявления, в оказании помощи, в  осуществлении с ним партнерской деятельности. Подход  к  организации ОД  по ФГОС прямо противоположен методам  коллективной «дрессировки» детей. Он  не  допускает  включения дошкольников  в  заранее  запланированные   планы  взрослых: игры, прогулки, экскурсии, праздники, занятия и другие мероприятия, а тем более  их   постоянного  одергивания,  принуждения,  насильственного включения  в   то,  что  делать  надо.  Индивидуальная  деятельность  в  детском саду  определяется  самим  ребенком,  а  коллективная  совместно  –  на  общем сборе  детей  и  взрослых.  И  даже  с  маленькими  детьми  обязательно обсуждается все то, что будет дальше происходить в их жизни, чтобы они могли воспринимать план как их общее решение, а не план самих взрослых, в исполнение которого включаются дети.

Любую деятельность можно разделить на этапы:(7 слайд)

  • вовлечение в деятельность,
  • целеполагание,
  • проектирование действий,
  • осуществление действий,
  • анализ результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

Рассмотрим на примере трудовой деятельности, организованной в средней группе Ганиевой Л.И. (8 слайд)

1 этап – вопросы к детям, рассматривание грязной и чистой посуды, проблемная ситуация – появление грязной посуды.

2 этап – целеполагание – Что нужно сделать?( помыть посуду)

3 этап  -  Что нужно сделать? (последовательность действий)

4 этап – выполнение действий

5 этап – Что сделали? (помыли. Теперь посуда чистая!).

Проектирование и организация интересной, содержательной деятельности, наполненной позитивными для ребенка эмоциональными переживаниями, радостью созидания   является условием  активного освоения детьми культурных достижений общества. (Как вы думаете, интересна ли была данная деятельность детям?).

Педагоги  согласно требованиям ФГОС, должны организовать деятельность не сверху,  а рядом. Взрослые  (педагоги,  воспитатели)   готовят среду,  представляют  материалы,  наблюдают  за  поведением  ребенка, фиксируют  наиболее  важные  моменты  в  его  поведении,  характеризующие развитие,  поддерживают  его  инициативу,  оказывают  помощь,  не  делая ничего за ребенка, поощряют в нем  самостоятельность и активность; учат на собственном  примере,  показывая  образцы  выполнения  деятельности, передают свой опыт; делают вместе с ребенком; помогают планировать день или более далекие события, анализировать результаты дня.

Решение педагогических ситуаций (из реальной жизни):

  1. Воспитатель при организации мытья игрушечной посуды (осталась одна немытая тарелка)  - Ребята, одна тарелка осталась грязная. На, Сережа, помой тарелку.
  2. Воспитателем организована стирка игрушечной одежды (младшая группа). Дети трут одежду.

- Сильнее трите, я сказала, сильнее (дети стирают, озираясь на педагога).

  1. Воспитатель при инсценировании, дети за столами  (листая сказку):

- Ты будешь Айога, ты будешь соседской девочкой (обращаясь к мальчику).

Дети проговорили слова.

- А теперь отдохнем, поиграем в игру «Хэйро». Педагог в кругу произнес слова «Хэйро» и замолчал (дети выжидающе смотрят).

-А теперь поиграйте (ставит коробку с конструктором).

4. Воспитатель организовал лепку в младшей группе.

- Сегодня мы будем лепить оленя (выполняют действия).

-Я не сказала делать ноги!

- А вот вам рога! Это природный материал. Тебе - природный материал, и тебе - природный материал. А это глазки ( дает рисовые зерна.)

Оцените действия педагога. Что вы бы сделали по - другому?

Зам: Мы часто слышим – дети цветы жизни. Но чтобы эти цветы распустились, раскрылись во всей красе  и доставляли нам только радость, необходимо  с самого момента рождения заботиться о них - то есть  предоставлять возможность действовать, проявлять инициативу и активность. Т.Р.Безуглая предоставит каждому из вас возможность раскрыть секрет каждого бутона.

  «Способы поддержки детской инициативы» (Безуглая Т.Р.).

Педагог предлагает подойти к вазе и взять цветок. Прочитать способ поддержки детской инициативы. Вначале подходят педагоги младших групп, затем средних, старших и подготовительных.

В конце игры педагог раздает буклеты по теме «Способы поддержки детской инициативы».

Зам: Таким образом, подводя итог по поддержке детской инициативы, хочется сказать, что дайте детям больше свободы, больше возможности выговориться (по теме), поиграть,  дайте поделиться своими впечатлениями, не боясь рабочего шума. Именно рабочего, то есть когда дети переговариваются между собой в процессе выполнения задания, когда вы сами подходите к детям и общаетесь по поводу данной деятельности (знаешь, когда я была маленькой, я очень любила лепить. У тебя хорошо получается. У меня были вот такие ушки у собачки – показывает ушки у своей поделки. Хочешь покажу, как их вылепить?). Иногда создается впечатление, что вы боитесь детей, что поднимется шум, нарушится дисциплина. Дисциплина будет, если детям будет интересно. Есть высказывание «Решаясь отдать ребенка в детский сад, пройдитесь по коридорам – и если вы услышали тишину – бегите оттуда!». Детский сад – это живой организм, живые дети, которые постоянно должны заниматься занимательным делом. Как сказал Я.Коменский «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.»( 9 слайд)

В организации детей, тем более в совместной деятельности, дети не должны сидеть  на стульчиках, а на подушках, модулях или ковре. И в течение дня дети как можно меньше должны сидеть на стульчиках.

Как уже было сказано выше, мы планируем ООД, совместную организованную деятельность (ОДРМ) и предполагаем самостоятельную деятельность детей. В настоящее время наблюдается тенденция запрета некоторых традиционных форм работы , к примеру, гонениям подверглась такая форма работы с дошкольниками, как занятие (отметил Асмолов). Что такое занятие в традиционном смысле? (10 слайд)

«Занятие — это форма организации обучения в детском саду. Они обязательны для всех дошкольников; для них определено программное содержание, отведено постоянное время в режиме дня, установлена определенная продолжительность. Занятия проходят при руководящей роли воспитателя, который сообщает детям новые знания, уточняет и систематизирует имеющиеся, организует практическую деятельность, в ходе которой дети упрочивают полученные знания и овладевают разнообразными умениями и навыками»

На современном этапе термин «занятие» сохраняется по отношению к музыкальным и физкультурным занятиям, проводимым обычно специалистами в специально оборудованных помещениях. В отношении же остального – ФЭМП, развитие речи, ручной труд и т.д.- употребляется термин «НОД». И дело не столько в названии, сколько в логике построения ООД. О.А. Скоролупова и Н.В. Федина отмечают, что в настоящее время занятие - это занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. (11 слайд)

Более подробно об организации НОД в контексте ФГОС расскажет Ю.В.          Презентация «Организация НОД в соответствии с ФГОС ДО» Ю.В.Литвиненко.

Зам: Мы с вами имели возможность посмотреть 2 мероприятия – совместную трудовую деятельность в средней группе и НОД в старшей группе. Эти мероприятия приурочены к педсовету, давайте предоставим слово организаторам.

Выступление с самоанализом Ганиевой Л.И., Кукуевой Р.С. Анализ мероприятий педагогами.

Зам: Какое мероприятие вы считаете более соответствует требованиям ФГОС? Почему?

Зам: Таким образом, данное анкетирование помогло нам выявить эмоциональное благополучие ребенка в группе ( наличие друзей, отношение к воспитателю, к детскому саду), выявить наличие совместной игровой деятельности в группе, знание детьми игр (дидактических сюжетно-ролевых и т.д.), пожелания детей. Вывод:

  1. Каждый ребенок в группе имеет друга или друзей ( 1 не имеет).
  2. Дети не знают названия настольно-печатных игр («Али-баба»), сюжетно-ролевых игр ( в куклы, машинками, конструктором).
  3. В качестве совместной деятельности с воспитателем называют занятия – 53% - в 12гр, 80% - в 13гр. Затрудняются назвать другие виды деятельности.
  4. Положительное отношение к педагогу – 100%
  5. Основное пожелание детей  – больше игрушек- 37%.

Таким образом, в самое ближайшее врем необходимо всем педагогам обратить внимание на совместную деятельность с детьми в течение дня (труд – стирка белья, мытье игрушек, посадка цветов к 8 марта и т.д.), создание коллажей, проведение опытов, совместное чтение и пересказы, наблюдения, экскурсии, игры с детьми (дидактические, сюжетно-ролевые).

-Таким образом, каждому из нас предстоит большая работа по перестройке работы с детьми – несомненно любая перестройка трудна и организация образовательной деятельности с детьми в соответствии с ФГОС требует больших усилий и главное желания. Мы надеемся, что сегодняшний педсовет помог вам осознать, что необходимо начинать работать по новому, необходимо детям дать возможность «действовать» самим, необходимо растить их активными, творческими, не закомплексованными, говорящими, не боящимися трудностей, одним словом – успешными.

А напоследок, мне хотелось бы продемонстрировать вам короткий, но весьма занимательный мультфильм для взрослых. Возможно, данная ситуация вызовет у вас разные ассоциации.

 

 

Категория: Консультации для воспитателей | Добавил: Камиловна (13.03.2016)
Просмотров: 414 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Суббота, 08.02.2025, 20:58
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Конспекты занятий [5]
Консультации для воспитателей [9]
Картотека игр [4]
Методические мероприятия [2]
Конференции [3]
Программы [1]
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2025
Сделать бесплатный сайт с uCoz